Савитрин. Самоотверженность – условие высших достижений

Савитрин К
Самоотверженность – условие высших достижений



Пчелы и муравьи были принесены 
Великим Учителем с Венеры в назидание человечеству.
Письмо Елены Рерих от 14.08.1936

Мёд, воск, прополис можно смело отнести к одним из полезнейших продуктов насекомого и животного происхождения. Кто же, производит эти продукты? Производят их насекомые – маленькие и, казалось бы, неразумные существа. Как же им это удаётся, когда мы, разумные существа, люди за многие тысячелетия эволюции не научились производить из растений ничего подобного?! Случайно ли? Нет. В природе всё закономерно: ничто не рождается из ничего и не исчезает в никуда, но – эволюционирует, переходя с одной ступени на другую. Согласно Закону Кармы всё имеет причину в прошлом и следствие в будущем. Это применимо и для человека, и для животных, птиц, рыб, насекомых, растений. Так вот среди насекомых нашей планеты пчёлы занимают высшую эволюционную ступень. Они живут своеобразными общинами, построенными  в гармонии с естественными законами: Единства, Иерархии, Сотрудничества, Жертвы. Пчелиная община представляет собой единый монолит со строгой структурой управления. Каждый занимает  в ней своё место: есть пчёлы строители и воины, воспитатели и собиратели нектара, есть и свои святители. Однако, выполняя каждый свою работу, не для себя лишь трудятся и не для какого-то ограниченного круга пчёл, но для всей пчелиной общины, то есть для общего её блага. Общее для них превыше своего. И они готовы пожертвовать своей жизнью для защиты общего от посягательств, например, трутней. Поэтому пчёл со всем основанием можно считать самоотверженными тружениками.
Все высокие религиозные и нравственные философские учения единодушно утверждают, что самоотверженность есть ключ к высшим достижениям. Это верно по отношению ко всем царствам природы, также и к насекомому. И это объясняет, почему именно пчёлы обладают секретом изготовления столь ценных продуктов как мёд, воск и прополис. Именно самоотверженность и служение общему благу ставят пчёл на высшую ступень насекомой эволюции и делает их своеобразными святителями, священнослужителями насекомого царства природы. Потому и продукты их труда несут в себе не только полезные питательные и целебные свойства, но также пропитаны излучениями самоотверженного общинного труда, который среди пчёл проявляется как высшее творчество насекомых. Поэтому для храмовых служений люди отдают предпочтение именно восковым свечам: испарения их помогают установлению особого состояния сознания, необходимого для лучшего восприятия  высших энергий. Хотя, конечно, необходимо иметь в себе созвучные энергии. А иначе многие полезные свойства мёда, воска и прополиса не будут восприняты человеком, как не возымеет возвышающего действия на медведя разорение улья с целью полакомиться мёдом.
Многим из нас людей следовало бы поучиться самоотверженности у пчёл, чтобы плоды нашего труда стали столь же и более возвышенны и полезны. Возразят, что много одиноких гениев было в истории, и плоды их творчества восхитительны. Но, во-первых, внешнее одиночество их было, скорее, вынужденным, так как не находили созвучных их устремлениям людей. Во-вторых же, всякое высокое творчество связано с высшими мирами и происходит в сотрудничестве с пребывающими в них высшими существами. Отсюда естественные представления о музах, ангелах и иных существах, вдохновляющих на всякое высокое творчество. И в таком сотрудничестве необходима самоотверженность, при которой человек, как бы забывая о себе, становится проводником этого творчества. Конечно, в подобных случаях человек, даже пребывая во внешнем одиночестве, становится сотрудником Надземной Общины. Таким образом, и высокое творчество «одиноких» гениев лишь подтверждает правило: высшая самоотверженность являет непременное условие высших достижений. Также жизни Подвижников, Святых всех времён и народов доказывают это.
Иисус Христос говорил: «Если кто хочет идти за Мною (по пути высших достижений), отвергнись себя (эгоизма и своекорыстия как личного, так и семейного, национального, религиозного, научного, иного), и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24), «Кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою» (Мф.20:26), «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).
Эти заповеди Христа невозможно ни понять, ни оценить по достоинству, ни, тем более, принять и применить в жизни без понимания самоотверженности. Это же качество было положено в основание построения и общин первых христиан, и общин Гаутамы Будды, Сергия Радонежского и других подвижников. Также и все величайшие деятели науки, искусства непременно обладали  хотя бы в некоторой степени этим качеством. Подобно Леонардо да Винчи или Н.К.Рериху, Л.Н.Толстому или Ф.М.Достоевскому, К.Циолковскому или К.Г.Юнгу, Р.Я.Рудзитису или Р.Тагору, Джордано Бруно или Жанне д’ Арк они каждый в свою меру старались нести людям свет знания, красоты, гармонии, любви. Они не ограничивались своими интересами и интересами лишь своих близких по крови, убеждениям, национальному, расовому, иному признаку, но старались внести свою лепту в ускорение эволюции человечества, то есть старались сделать людей лучше, человечнее. Потому их можно назвать самоотверженными служителями Общего Блага. Те же, кто трудился для себя или был движим групповым эгоизмом, всегда тем самым пресекали возможности высших достижений, уходили с пути высокого. Так Ф.Ницше, С.Дали, Э.Неизвестный и многие другие развили внешние творческие навыки, но упустили самое главное – цель труда. Высокую цель служения человечеству они заменили гордыней, служением себе, своей “оригинальности”, ложным идеалам. И поэтому их творчество уклонилось от гармонии. Так даже прекрасные по техническому исполнению картины С.Дали не согревают сердце, но лишь удивляют глаза. А система, выстроенная сильно развитым интеллектом Ф.Ницше, страдает отсутствием человечности и потому для человека, а тем более для нравственного человека – неприемлема. И именно поэтому многие положения этой системы легли в основание идеологии фашизма.
В первой половине ХХ века через Е.И.Рерих человечеству было передано Учение Живой Этики (Агни Йога). Это учение именно, опираясь на знания духовной науки, исходя из понимания законов, управляющих жизнью, сложной структуры человека, – со всею наглядностью объясняет и доказывает высшую (духовную) рациональность самоотверженности и нерациональность эгоизма как личного, так и группового для эволюции человека и человеческих сообществ. Так  Е.И.Рерих отмечает два ведущих эволюционных закона: законы Кармы (Труда: Что посеет человек, то и пожнёт) и Жертвы (Любви: Жертвою, исходящей от любви, рождается мир. Жертвою происходит всякое творчество. Жертвою преимуществами низшей ступени и трудом достигается более высокая. Невозможно достичь вершины, оставаясь в низине и предпочитая её комфорт трудностям восхождения). Для правильного развития, для гармоничного духовного развития человек должен своё низшее начало (личность) подчинить руководству своего высшего начала (Индивидуальности, духа) и через него – руководству Иерархии Света. Совершенствование человеку необходимо не для себя лишь, но, более, для того, чтобы наилучшим образом осуществлять сотрудничество с Иерархией Света в преображении земной жизни во всей её многогранности, а также во всей многогранности сотрудничества нашей планеты с Дальними и Высшими Мирами. Конечно, подобный труд должен проявляться не в словоговорениях, но применён в жизни каждого дня, среди всех явлений его от самых будничных, малых дел до целенаправленного служения Общему Благу. Именно, рассматривая труд не только как личное дело, но и как общественно важное, даже как общепланетарно важное и также воздействующее (через излучения наших мыслей, устремлений, желаний, чувств) на жизнь иных планет, – именно в таком ракурсе человек может и должен осознать глубоко ответственность за качество своего труда. И призван, расширяя сознание, воспитывая сердце, утверждая волю духа над каждой мыслью, каждым желанием или чувством, над каждым поступком, – призван устремиться самоотверженно к служению Общему Благу в самом широком его понимании (благу не только для человека, но и для всех живых существ, населяющих планету, – для животных, растений, стихиалей природы, иных, неведомых нам или несознаваемым нами форм жизни).
Конечно, и доселе было уже немало нравственных учений, обучающих тому же. Но человечество, в большей части своей невежественное духовно, извратило, загрязнило, свело к внешним ритуалам эти учения. А последние два века, развивая материалистические науки, прогрессируя в невежественном («научном») безбожии, в религиозном эгоизме (нетерпимость и самомнение) и материализме (даже в храмы приходят более всего не в заботах о помощи ближнему, но с просьбами к Богу в разрешении земных проблем, над которыми сами люди не хотят работать), большая часть человечества уклонилась от духовных путей, погрязла в эгоизме, в погоне за материальными благами и чувственными наслаждениями. Многие деятели науки, религии, искусства, даже чтимые высоко различными сообществами подобных им самим людей, – многие из них, возомнивши о себе, отрицают реалии, о которых говорят все высокие Учения, только потому, что в ограниченном опыте этих людей подобного не находят. Несведущие в духовной стороне явлений жизни земной, они отвергают глубокие научные, философские объяснения и доказательства потому, что материалистическая наука или духовно ограниченные служители разных религиозных конфессий не находят БУКВАЛЬНОГО подтверждения им в своих трудах. А ведь явления высшие столь близки и очевидны, столь просты, что люди не замечают и не понимают их, увлекаясь более мудрствованиями человеческими с их искусственными, «изысканными» нагромождениями.
На примере множества великих служителей науки, религии, философии и искусства можно легко и убедительно проследить, как, возрастая в самоотверженности, они раскрывали в самих себе те качества и способности, которые нам кажутся недостижимыми. Но, не останавливаясь на этом, они шли дальше, посвящая свой труд улучшению человечества, его просвещению, преодолению его невежества и несовершенств.
Также можно легко проследить, как теряли себя и приходили ко внутреннему опустошению или же бросались в «экстравагантность» служители своего эго. И плоды труда служителей самости даже при всём их внешнем великолепии останутся в истории лишь как кривые отражения творений самоотверженных мастеров.
Данное через Е.И.Рерих Учение Живой Этики особенно ценно тем, что не только указует путь, высокий нравственный идеал, но и, что более важно, указывает методы  и средства его достижения. Притом указывает не в абстрактных моделях, но в практических указаниях о том, как внести в свою жизнь «высшую эволюционную целесообразность, соизмеримость и самоотверженность  во имя Общего Блага» (А.П.Хейдок. Этика). Ибо путь к высшим достижениям пролегает через самоотверженность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *