Савитрин К.
Страдание –
великий учитель познания
«Не прежде познает дитя
свойства огня, чем обожжется…»
«Сердце», 202
…
Мотылёк, плененный излучением света от горящей свечи, летит навстречу ей,
обжигает крылья и падает. И если может подняться, то, увидевши свет, снова
летит на огонёк свечи. Страдая, он познает природу огня…
…Так
люди познают природу окружающего мира и самих себя. Так человек познаёт
действия Законов, управляющих Жизнью во всех её проявлениях. Но вот, следуя
путём страдания, человек достигает определённой ступени, на которой он обретает
способность учиться через добровольное принятие Истины, познавая её при помощи
ума. Однако поначалу он легко принимает за Истину её искажённое в кривом
зеркале всевозможных толкований отражение; принимает иллюзию – за реальность,
грань истины – за саму Истину. Следуя этим путем к познанию Истины, попадает в
яму собственного несовершенного знания. Страдая, он учится и обретает
способность распознавать иллюзии под любыми, самыми прекрасными оболочками;
распознавать Истину, освобождая её в сознании своем от покровов Майи. И
страдание от несовершенного знания побуждает человека восходить по ступеням
познания, познания самой Истины.
Страдая,
человек познаёт и учится состраданию. Вместо того, чтобы заботиться о
себе, он все более отрешается от себя, от своих личных желаний, чтобы все более
служить просвещению людей и помощи им. Он, много страдавший, познает корень
страданий во тьме омраченности и неведения – и стремится просветить эту тьму
светом Красоты, Любви и Знания. Именно сострадание, рождающееся из глубины
познания Истины и любви к ней, движет им. И, чем более глубоко он познает, тем
более совершенными становятся его самоотречение и любовь. Даже до такой
степени, что он готов служить делу просвещения, претерпевая всевозможные
страдания, унижения, психическое и физическое бичевание от тех, кому несет Свет.
«Величайшее счастье, какое может вообразить смертный, — это
брачные узы, связующие два любящих сердца. Но есть еще большее счастье: это объятие Истины. Смерть разлучит мужа с женой,
но смерть никогда не поразит того, кто заключил союз с Истиной.
Потому соедините свою
судьбу с Истиной и живите с ней в святом браке. Муж, любящий свою жену и
мечтающий, чтобы их союз длился вечно, должен быть верен ей, как сама Истина; и
она будет уверена в нем, будет чтить его и помогать ему. И жена, любящая
своего мужа и мечтающая, чтобы их союз длился вечно, должна быть верна ему, как
сама Истина: и он будет доверять ей, он будет почитать ее, он будет всем
обеспечивать ее. Воистину, говорю вам, их брак будет сама святость и
блаженство, и дети их будут подобны своим родителям и станут свидетелями их
счастья.
Пусть
никто не будет одинок, пусть каждый соединится в святой любви с Истиной. И когда Мара,
разрушитель, придет отделить видимые формы вашего существа, вы пребудете с
Истиной и вкусите вечной жизни, ибо Истина бессмертна» («Священные книги
Востока» / цитируется по «Основам буддизма» Е.И.Рерих).
Он
сомневается: «А нужен ли им Свет?» – и отдаляется от людей, и страдает от того,
что ожидает и не получает желаемого отклика в сердцах людей. Страдая, он вновь
познаёт. Познаёт, что его любовь, самоотречение и знание несовершенны, что в
них еще присутствует утонченная корысть. Он желает благодарности и, не получая
её, страдает, – хотя бы он и видел благодарность в освобождении людей от
страданий.
Преодолевая
очередную ступень своей утончённой гордыни, преодолевая ступень за ступенью
утончённые формы своего самомнения, познающий познаёт свое истинное Я, которое
может быть познано только при условии совершенного отречения. И именно
самоотречением он преодолевает страдание, освобождаясь от него. Ведь если нет
малого я, самости, то кто же может страдать? Высшее Я уже не знает
страдания, оно знает лишь сострадание. И оно несёт свет страдающему
человечеству, не ожидая какого-либо отклика или благодарности для себя. Оно
просто стремится стать чистым и совершенным проводником Истины. Из скорлупы
личности мучительно рождается Человек, то есть дух, который проходит через века.
Следуя
этому Пути, пройдя ступенями духовного ученичества, поднявшись по ступеням посвящения,
он становится Учителем. Так страдание, будучи учителем познания,
становится учителем Учителей. На всех ступенях эволюции человека страдание
осуществляет эту великую задачу, побуждая человека к совершенствованию и не
позволяя удовлетвориться достигнутым. Именно страдание и желание освободиться
от страданий, а затем сострадание и желание помочь другим в освобождении от
страданий движет человеком в совершенствовании.
Разумеется,
учит не само страдание. Страдание, являясь следствием нарушения
космических законов, приводит в действие Закон Кармы и Колесо Сансары. Человек,
привязанный к Колесу Сансары, привязан к нему именно оковами неведения и
омраченности, на которые указывал Гаутама Будда как на первопричину страданий.
Привязан оковами личного я, которое самовольно пытается сесть на трон Духа и
царствовать над всей жизнью человека. И человек мечется как белка в
колесе в поисках освобождения от страданий. Восходя по ступеням
познания, восходя к познанию Истины – к тому, что Будда называл Священным Браком
с Истиной, – человек достигает освобождения. О том же говорил Иисус
Христос: «И познаете истину, и
истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32).
Однако
и здесь вновь нужно указать на совершенное самоотречение, потому что нужно возлюбить
более Истину, чем свое ограниченное знание, каким бы великим оно ни казалось в
сравнении со знанием окружающих. Но сказать проще, чем осуществить… и
человек-мотылёк, не познавший сущности Огня в Природе и в самом себе, вновь и
вновь будет устремляться к огню и обжигать себе крылья, страдать и, страдая,
познавать природу Огня, пока не станет с ним одним Целым, забыв о себе самом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий