Гартман. ЖИЗНЬ ПАРАЦЕЛЬСА и СУЩНОСТЬ ЕГО УЧЕНИЯ. Медицина

Гартман Ф.
ЖИЗНЬ ПАРАЦЕЛЬСА и СУЩНОСТЬ ЕГО УЧЕНИЯ

 

VII. МЕДИЦИНА
 

I. О внутреннем человеке и методах лечения

 

Все органические функции вызваны действием единого универсального жизненного принципа. Этот принцип действует во всех формах, медленно или быстро, ощутимо или неощутимо, сознательно или бессознательно, нормально или ненормально — соответственно строению форм, в которых он действует. Пока природа (дух) существа сохраняется, принцип действует в этом существе; если форма нарушена и теряет свою природу, он проявляется в других формах. Жизнь, которая вызывает жизнедеятельность человеческого тела, проявит свое действие после того, как дух покинет форму, создав в этом теле червей. Дух является центром, привлекающим жизненный принцип; если дух покидает форму, жизнь привлекается другими центрами.

 

Если деятельность жизненного принципа внутри формы происходит нормальным и регулярным образом, который не нарушают никакие препятствия, такое состояние называется здоровьем. Если же его деятельность по какой-либо причине нарушается или если он действует ненормально или нерегулярно, такое состояние называется болезнью.

 

Этот жизненный принцип Парацельс называл Archaeus. Это не материальная субстанция в обычном значении этого слова, а духовная сущность, везде присутствующая и невидимая. В зависимости от условий, в которых действует Archaeus, он может излечить или вызвать болезнь, поскольку может быть чистым или нечистым, здоровым или отравленным другими влияниями. Животный организм притягивает его из окружающей среды и из питания, которое попадает в его тело; организм может впитать его, а потом потерять опять.

 

«Archaeus, или Liquor Vitae (Эликсир жизни), составляет невидимого человека. Невидимый человек сокрыт в видимом и принимает форму внешнего человека, пока пребывает в последнем. Внутренний человек есть, можно сказать, тень или двойник материального тела. Он бесплотен по природе своей, однако обладает субстанцией; он направляет образование, рост и распад формы, в которой содержится: это есть прекраснейшая из частей физического человека. Как образ человека отражается в зеркале, так же и форма физического человека отражается в невидимом теле».

(«De Generatione Hominis».)

 

«Archaeus есть эссенция, поровну распределенная между всеми частями человеческого тела, если оно находится в добром здравии; он есть невидимая пища, дающая силу видимому телу, и свойства каждой из частей Archaeus соответствуют природе физических частей, его содержащих. Spiritus Vitae (дух жизни) проистекает от Spiritus Mundi (Мировой дух). Будучи эманацией последнего, он содержит элементы всех космических влияний и является поэтому причиной, которой можно объяснить воздействие звезд (космических сил) на невидимое тело человека».

(«De Viribus Mernbrorurn».)

 

«Archaeus имеет магнетическую природу, он притягивает или отталкивает другие симпатические либо антипатические силы, существующие на том же плане. Чем меньшей силою сопротивления звездным влияниям обладает человек, тем более подвержен он этим влияниям. Жизненная сила не заперта в человеке, но окружает его, подобно сияющей сфере, и может действовать на расстоянии. В этих полуматериальных лучах воображение человека может оказать оздоравливающее либо болезнетворное воздействие. Оно может либо отравить жизненную эссенцию и вызвать болезни, либо очистить ее и восстановить здоровье».

 

«Все болезни, за исключением тех, что вызваны механическими причинами, проистекают из невидимого, и об источнике их обычная медицина знает весьма мало. Люди, лишенные силы духовного восприятия, не способны постичь, что существует нечто такое, что невозможно увидеть. Обычной медицине почти ничего не ведомо о болезнях, которые вызваны не механическими причинами (такими как перегрузка желудка пищей, запор и т.д.) и наука о лечении внутренних болезней почти полностью состоит в устранении причин, вызвавших механические повреждения. Однако число болезней, возникающих по неизвестным причинам, значительно превышает число тех, что возникают по механическим причинам, и от таких болезней наши медики не знают лекарств, ибо, не ведая причин, они не могут устранить их. Самое благоразумное, что могут они делать, это наблюдать больного и высказывать предположения о его состоянии; и больной может быть доволен, если предписанные лекарства не принесут ему серьезного вреда и не воспрепятствуют его выздоровлению. Лучшие из наших известных врачей те, кто приносят наименьший вред. К несчастью, одни отравляют больных ртутью, другие залечивают их слабительным или кровопусканием до смерти. Некоторые заучились до такой степени, что лишились напрочь здравого смысла, других более заботит собственная выгода, нежели здоровье больных. Болезнь не имеет обыкновения изменять свой характер и приспосабливаться к знаниям лекаря, но лекарь должен понимать причины болезни. Врачу следует быть слугою природы, а не врагом ее: ему надлежит вести и направлять ее в ее борьбе за жизнь, а не воздвигать своим неразумным вмешательством новые препятствия на пути исцеления».

(«Paragranum».)

 

«Медицина есть более искусство, нежели наука; знание опыта других может быть полезно для врача, но все знания мира не сделают человека врачом, если нет у него необходимых способностей и ему не назначено природою быть врачом. Если мы хотим научиться узнавать внутреннего человека, изучая лишь человека внешнего, мы никогда не достигнем цели, ибо строение всякого человека некоторым образом отлично от строения прочих. Если врач ничего не знает о больном кроме того, что тот рассказал ему, он поистине знает очень мало, ибо больной обыкновенно знает только, что у него что-то болит. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни и узнает много более, используя собственный разум, нежели то, что может ему поведать наружность больного. Врачебную науку можно постичь изучением, но врачебная мудрость дается Богом».

(«Paragranum».)

 

«Обычный человек не обладает мудростью, но мудрость Бога может действовать через него. Бог выше природы, ибо природа есть творение его; потому пробуждение мудрости в человеке есть пробуждение его сверхъестественной силы. Знание, которым должен обладать человек, исходит не от земли и не от звезд, но от Высшего, и потому человек, познавший Высшее, может повелевать землею и звездами.

Существует огромное различие между силою, устраняющей невидимые причины болезни, которая есть магия, и силою, устраняющей внешние признаки, которая есть физика, колдовство и шарлатанство».

[194/1] Согласно Парацельсу искусство исцеления путём устранения невидимых (психических, психологических и духовных) причин заболевания есть белая магия (или Магия). Тогда как лечение симптоматическое, то есть направленное на устранение внешних симптомов заболевания при одновременном невнимании к внутреннему человеку и причинам, содержащимся в нём, породившим заболевание внешнего, телесного человека он называет физикой, колдовством и шарлатанством. При этом физикой Парацельс называет элементы физического оздоровления, например, физические гигиену, упражнения и методы. Колдовством он называет методы черной магии, используемые для перенесения болезни на других людей. Шарлатанством же он называет методы лечения, основанные на невежестве врачей, применяющих эти методы «механически», то есть без понимания их смысла и подбора их в соответствии с индивидуальными психологическими, духовными и физиологическими особенностями пациентов (Прим. – К.С.).

 

«Archaeus есть жизненная эссенция; начало же, содержащее эту эссенцию и служащее носителем ее, именуется Mumia. В Mumia заключена великая сила, и исцеление с помощью Mumia имеет естественный характер, хотя оно плохо понимается толпою, ибо плоды его суть действие невидимого, невидимое же для невежд не существует. Они полагают, будто больного исцеляют посредством „черного искусства“ или с помощью дьявола, хотя на самом деле оно абсолютно естественно и имеет природную основу; если даже дьявол и был источником его, дьявол имеет лишь ту силу, что дана ему Богом, и потому, как бы то ни было, сила эта есть сила Бога».

 

«Двойственная сила действует в человеке: невидимая жизненная сила и видимая механическая сила. Видимое тело имеет свои естественные силы, невидимое тело — свои, средство же от всех болезней или повреждений, что могут произойти с видимым телом, содержится в теле невидимом, ибо последнее есть вместилище силы, которая вливает жизнь в первое и без которой оно было бы мертвым и гниющим. Когда мы отделяем жизненную силу от физической формы, та умирает и разлагается; посредством же вливания жизненной силы умирающее тело может быть оживлено вновь. Невидимые силы, действующие в видимом теле, зачастую весьма могущественны, они могут направляться воображением и приводиться в движение волею. Как аромат лилии разливается в окружающем воздухе, так и жизненная сила, содержащаяся в невидимом теле, перетекает в видимую форму и за пределы ее. Физическое тело способно производить видимые органы, как то: глаза и уши, язык и нос, — но все они происходят из невидимого тела, видимая форма которого есть лишь его внешнее обличье[195]».

[195] Эта невидимая Mumia, которая может быть передана от одного живого существа другому, является не чем иным, как носителем жизни, или «животным магнетизмом».

 

«Но если зародыши и эссенции всех органов физического тела заключены в невидимом носителе жизни, следовательно, это невидимое микрокосмическое тело содержит некие качества, которые, будучи правильно поняты, могут быть применены с пользою, и лечение с помощью Mumia удостоверяет истинность этого. Гвоздики красивы до тех пор, пока не отделены от растения, на котором цветут, и чистотел растет, пока может получать питание из земли; но если гвоздики сорваны с родительского стебля или если мертвы корни чистотела, растения эти, отделенные от источника, из которого они черпали свои жизненные силы, начинают гнить. Жизнь, заставляющая их жить, не умирает, но покидает мертвую форму; и если возвратить ее, форму можно оживить вновь.

Mumia, или носитель жизни, невидима, и никто не видит ее ухода; как бы то ни было, духовная субстанция эта содержит жизненную эссенцию, и посредством искусства она может быть соединена с умирающими формами и оживит их, если не разрушены их жизненно важные органы. То, что составляет жизнь, заключено в Mumia, и, передавая Mumia, мы передаем жизнь. Видимое тело видит и говорит, но от нас сокрыты силы, которые видят и говорят через него. Так же и действие Mumia на видимое тело не может быть воспринято органами чувств — увидеть можно лишь плоды его. Видимая форма без жизненной энергии не обладает никакими силами, помимо собственного веса: но если в ней заключена Mumia, она многое может свершить. Mumia есть тайна, „цветок человека“ и подлинный эликсир жизни. Mumia может из одного живого существа воздействовать непосредственно на другое, либо она может быть связана с неким материальным видимым носителем и использоваться в этом облике».[196]

(«De Origine Morbor.Invisibilium.»)

[196] Парацельс, а не Месмер, является истинным открывателем так называемого месмеризма (Прим. –ред.). Хотя более точно он является открывателем для современной медицины. Древние врачеватели, посвященные мистерий (например, мистерий Эскулапа) знали об этом и сознательно использовали невидимые силы для врачевания духа, души и теля больных (Прим. – К.С.).

 

«Человек обладает магнетической силою, которою он может притягивать определенные излучения доброго или злого характера так же, как притягивает магнит частицы железа. Магнит может быть изготовлен из железа, которое будет притягивать железо, и магнит может быть изготовлен из некой жизненной субстанции, которая будет притягивать жизненные силы. Такой магнит именуется „magnes microcosrni [197] и изготавливается из субстанций, находившихся некоторое время в человеческом теле и пронизанных его жизненными силами. Таковые субстанции суть волосы, экскременты, моча, кровь и так далее. Если желательно использовать экскременты, их надлежит высушить в темном, сухом и умеренно теплом месте, пока не исчезнут влажность и запах. При этом вся Mumia уходит из них, и они, можно сказать, жаждут вновь привлечь жизненные силы. Если такой магнит приложить к какой-либо из частей тела больного, он притянет и поглотит жизненные силы из этой части так же, как губка впитывает воду, и таким образом может уменьшить воспаление в этой части тела, ибо притянет избыток магнетизма, перенесенный в нее током крови.

Mumia, выходящая из тела человека, сохраняет еще некоторое время взаимную симпатию (магнетическую связь) с Mumia, содержащейся в этом человеке, и они магнетически воздействуют одна на другую. Если Mumia вытянута из больной части тела посредством magnes microcosrni, и магнит смешан с землею, и в эту землю посажено растение, Mumia магнита будет вытянута растением, и магнит утратит свое болезненное качество и окажет вновь благотворное воздействие на Mumia, содержащуюся в теле больного; но необходимо, чтобы выбранное растение имело сигнатуры болезни, поразившей человека, дабы оно привлекло специфические влияния звезд. Таким путем болезнетворные элементы могут быть магнетически извлечены из человека и привиты растению. Это именуется пересадкою болезни; болезни могут быть также пересажены на здоровых и сильных животных либо перенесены на других людей; на этом основано множество колдовских приемов.[198]

Таким образом болезни могут быть излечены у одних людей и вызваны у других; так же может быть вызвана любовь между людьми противоположных полов и создана магнетическая связь между людьми, живущими далеко друг от друга, ибо существует всеобщее жизненное начало, которым все существа симпатически связаны между собою».

[197] Микрокосмический магнит (лат.). — Прим. пер.

[198] Не вызовут удивления — особенно в мусульманских странах — обвязанные бечевкой свертки, лежащие на дороге. Если их открыть, можно обнаружить волосы, окровавленные тряпки, экскременты и т. д. Такие свертки кладут на дорогу больные люди или их друзья; свертки содержат Mumia больного и предназначаются для того, чтобы тот, кто откроет пакет, получил болезнь, а больной — избавился от нее. Иногда такой «магнит» зарывали у порога врага, с тем чтобы последний, перешагнув через него, заболел. Для чувствительных людей опасно иметь дело с такими вещами [198/1]

Способ излечения болезней перенесением вируса на деревья использовался последователями Парацельса, Тенцеля, Гельмонта, Флуда, Максвелла; другие также широко практиковали его и заслужили добрую славу.

Относительно этого способа даются следующие указания:

«Многие болезни могут быть излечены посредством симпатии, использованием теплой крови пациента как магнита для Mumia. Кровь можно извлечь, отворив вену либо поставив банки, ее следует выпускать в теплую воду или молоко, а затем скормить голодной собаке. Этот способ можно повторить несколько раз, пока больной не выздоровеет».

«Экскременты больного можно высушить, как описано выше, и измельчить; их завязывают в кусок ткани и используют как припарку, пока они не пропитаются потом больного, а затем смешивают с землею и помещают в цветочный горшок, куда высаживается растение, имеющее сигнатуры такой болезни. Через некоторое время растение бросают в проточную воду (в случаях лихорадки или воспалений), а в случаях характерных выделений или лимфатических болезней подвешивают в дыму».

[198/1] Такие методы излечения больного относится к средствам чёрной магии, принятым у разных народов. Е.П.Блаватская в книге «Загадочные племена на Голубых горах» описывала применение этого вида чёрного искусства мулукурумбами. Нужно напомнить, что и колдун, использующий эти методы, и излеченный им больной неизбежно пожнут кармическое воздаяние. И для больного выздоровление станет отложенной жатвой, плоды которой окажутся для него в будущем ещё более тяжкими, чем нынешние страдания, от которых он был освобождён  (Прим. – К.С.).

 

Излюбленным средством Парацельса является Hypericum perforatum (зверобой продырявленный), который используется против элементалов, духов и лярв, враждебных человеку.

 

«Прожилки на его листьях суть сигнатуры. Если они проколоты, это означает, что растение это отгоняет всех призраков вокруг человека. Призраки порождают видения, являя зрению и слуху человека духов, от которых происходят болезни, приводящие человека к самоубийству либо падучей, умопомешательству и так далее. Hypericum есть почти универсальное лекарство».

(«De Naturalibus».)

 

Парацельс был хорошо знаком с терапевтическим воздействием магнита и применял его при различных заболеваниях. Он знал силы минерального, человеческого и звездного магнетизма, и после его смерти его учение о человеческом магнетизме в большой степени получило подтверждение. Более ста лет назад Месмер вызвал сенсацию в медицинском мире открытием животного магнетизма и своим магнитным лечением. Тогда полагали, что он открыл нечто новое и неизвестное; но Лессинг еще в 1769 году доказал, что настоящим открывателем животного магнетизма был Парацельс.

 

По поводу сил магнетизма Парацельс говорит:

 

«То, что составляет магнит, есть притягивающая сила, которая находится вне нашего понимания, но, тем не менее, вызывает притяжение железа и других вещей. Наши лекари всегда имели в своем распоряжении магниты, но они не уделяли им большого внимания, не ведая, что магниты можно использовать для чего-то еще, помимо собирания гвоздей. Доктора наши перестали учиться на опыте, но занимаются лишь пустою болтовней; стыдно и досадно, что представители нашей науки знают столь мало. Каждый день они имеют возможность видеть магниты, и все же продолжают действовать так, словно магнитов не существует».[201]

[201] Знание о терапевтическом использовании магнита не слишком развилось со времен Парацельса. Барон Рейхенбах исследовал этот предмет научным путем, но результат его экспериментов все еще игнорируется медициной.

 

«Наши доктора говорят, что магниты притягивают железо, и поистине не надобно много учиться, дабы понять то, что может увидеть всякий невежественный мужик: но есть у магнита свойства, неизвестные невежде, и одно из них есть то, что магнит притягивает также все воинственные токи, что существуют в организме человека».

 

«Воинственные заболевания таковы, что вызываются эманациями, исходящими и распространяющимися изнутри наружу и при этом придерживающимися своих источников; другими словами, происходящими из некоего средоточия и распространяющими свое влияние, не покидая места своего происхождения. В подобных случаях магнит следует наложить на средоточие, дабы он притянул к нему зараженную эманацию (ауру) и ограничил болезнь, пока последняя не будет вновь поглощена своим средоточием.[202]

Нет смысла пытаться подавить внешние признаки, вызванные болезнью, если мы в то же время позволяем болезни распространяться. Рост ядовитого дерева нельзя остановить, если просто отрезать несколько веток или листьев; но если мы заставим жизненное вещество, которое оно вытягивает корнями из земли, опускаться обратно в корни и далее в землю, ядовитое дерево погибнет само собою. Притягивающей силою магнита, действующего на зараженную эманацию крови в пораженной части, эманацию эту можно принудить вернуться в источник ее происхождения, где она будет поглощена; таким образом мы можем уничтожить этот яд и излечить больного, и нет нужды праздно ожидать, что будет делать природа.

Магнит особенно полезен при воспалениях, истечениях и язвах, заболеваниях кишечника и матки, при внутренних и наружных болезнях».

[202] Если вспомнить, что кровяные тельца, а также, соответственно, нервные ауры, содержат железо, то это утверждение выглядит вполне разумным.

 

«Магнит имеет переднюю (северный полюс) и заднюю (южный полюс) части; первая притягивает, вторая отталкивает. В случае спазма матки притягивающая часть магнита прикладывается к матке сверху, а отталкивающая часть другого магнита — снизу. Таким путем нервная сила, определяющая движения матки, будет посылаться в надлежащее место. В случае падучей, при огромном притоке нервного флюида к мозгу, отталкивающий (отрицательный) полюс магнита прикладывается к спине и голове, а притягивающий (положительный) полюс других магнитов — к животу.

Существует великое число прочих болезней, которые могут быть излечены правильным применением магнита; однако для тех, кто способен понимать подобные вещи, приведенных намеков будет достаточно; те же, у кого понимания недостаточно, не постигнут этот способ, даже если мы напишем о нем целый том. Следует, однако, запомнить, что способ применения магнита меняется в зависимости от того, желаем мы вытянуть болезненную эманацию из тела или же принудить ее быть поглощенной своим средоточием».

 

Силы, составляющие микрокосм человека, тождественны силам, составляющим макрокосм мира. В организме человека эти силы могут действовать аномальным образом, и тогда будут возникать болезни; в великом организме Космоса они могут действовать аномально, и тогда возникнут аномальные условия или «болезни» на земле или в атмосфере, в воде и в элементах огня (электричество). Человек может страдать от спазмов или водянки, от колик или лихорадки и т. д., и макрокосм Земли может быть поражен землетрясениями, ливнями, ураганами и молниями.

 

Элементы, составляющие принцип жизни сердца человека, составляют и принцип жизни Солнца: свойства жизни, заложенные в элементах, составляющих человеческую кровь, соответствуют свойствам невидимых влияний, исходящих от Марса; если бы в душе не существовало сущностей, отражающих влияния Венеры, не существовало бы инстинктов, побуждающих людей и животных воспроизводить свой вид; таким образом, каждая планета и каждая звезда содержит некоторые магнетические элементы, которые соответствуют таким же магнетическим элементам в строении человека. Врач, который хочет лечить разумно, должен знать строение вселенной так же хорошо, как строение человека; он должен быть анатомом, физиологом и астрономом; изучение этих наук по книгам принесет ему мало пользы, но он должен понять их силой внутреннего восприятия, которому нельзя научиться по книгам, но нужно приобрести благодаря мастерству.

 

II. Пять невидимых причин возникновения болезней

 

Существует пять невидимых причин возникновения болезней[202/1]:

1 (3). Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело.

2 (5). Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками.

3 (4). Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий.

4 (2). Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением.

5 (1). Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

[202/1] Порядок причин возникновения заболеваний без скобок показан Ф.Гартманом. Однако согласно Парацельсу более верным представляется порядок, представленный в скобках. Так как этот порядок соответствует принципу иерархии. Например, неподчинение божественному Закону, хотя и невозможно, но попытка уклониться от подчинения ему порождает наиболее глубокие причины и, как следствие, наиболее глубокие  заболевания духа, души и тела. В соответствии с этим для восстановления равновесия Закона человеку придется заплатить большими страданиями. И страдания от физических заболеваний часто переживаются гораздо менее интенсивно, чем нравственные страдания. Кроме того, первые три причины, указанные Гартманом, скорее относятся к вторичным или даже третичным по отношению к психологическим и духовным. Так переедание и связанные с ним заболевания являются лишь следствиями психологических проблем, которые, в свою очередь являются следствиями проблем духовных  (Прим. – К.С.).

 

Но некоторые заболевания могут иметь не одну из этих причин, а две или более, и пока человек не научится распознавать все причины такого заболевания, он не сможет определить его продолжительность. Астролог может точно вычислить ваш гороскоп и предсказать, какие болезни вам угрожают и когда они прекратятся: но он принимает во внимание только одну причину из пяти, и поэтому шансы четыре к одному, что его предсказание окажется неверным и он будет высмеян теми, кто обладает лишь поверхностными знаниями и не знает причин его неудачи.

 

1. Болезни, вызванные астральным влиянием

 

«Мир есть Макрокосм, человек есть Микрокосм, и все элементы, сущие в первом, существуют и во втором. Все влияния, исходящие от Солнца, планет и звезд, оказывают невидимое воздействие на человека, и если влияния эти злы, они приносят несчастья. Никакое растение не может развиваться без солнца, но если воздействие его слишком сильно, растение засохнет и погибнет.

Мир окружен парообразной сферою подобно тому, как яйцо окружено скорлупою. Космические влияния проникают внутрь сквозь эту скорлупу, и потому они могут быть отравлены миазмами воздуха и вызвать эпидемии. Злые астральные влияния не отравляют весь мир, но лишь те места, где есть основание для заражения. Если в нашей атмосфере нет зародышей болезни, внешние астральные влияния не причинят ущерба. Если элементы зла существуют в сфере нашей души, они могут притянуть астральные влияния, способные вызвать заболевание. Если вода в озере промерзнет до дна, рыба погибнет, и так же погибнет она, если вода станет слишком теплою; и если существуют в воде некие элементы зла, притягивающие соответственные злые планетарные влияния,[203] великое множество рыбы погибнет и никто не будет знать причину этого». («Paramirum».)

[203] Такие влияния оказывают определенные состояния электричества, магнетизма и другие «силы», для которых современная наука не имеет определений, а современные языки — названий.

 

«Луна может произвести очень дурное влияние, в особенности во время новолуния, которое может быть пагубным для людей, чьи звездные тела обладают магнетическими элементами, притягивающими это влияние; соединение Луны с определенными планетами может сделать ее влияние еще более вредоносным. К примеру, соединение Луны с Венерой и Марсом может вызвать чуму, соединение Луны с Сатурном — некоторые острые заболевания, и так далее; но никакое вредное влияние не способно вызвать болезнь там, где нет зародыша этой болезни. Место Солнца в Микрокосме — сердце, место Луны — мозг. Влияние Луны холодно; душевнобольных людей называют лунатиками, ибо они часто подвержены влиянию Луны, действующему на мозг и возбуждающему половую страсть, вызывающему дурные сны и видения».

 

«Существуют звезды, чье влияние соответствует лечебным свойствам некоторых металлов, и также звезды, соответствующие свойствам определенных растений; они могут оказывать доброе или злое воздействие, будучи притягиваемы соответственными элементами звездного тела человека. Врачу надлежит знать физиологию и анатомию небес столь же хорошо, как и человеческую, понимать причину звездных (астральных) заболеваний и знать, как их лечить; ибо он может тщетно пробовать на больном свои лекарства, пока тот находится под восходящим влиянием злой звезды, но как только злое влияние прекращается, заболевание также изменяет свой характер или исчезает.

Каждый металл и каждое растение обладает определенными свойствами, которые могут привлекать соответственные планетарные влияния, и если нам ведомы влияния звезд, соединения планет и свойства наших лекарств, мы будем знать, какое следует дать лекарство, дабы привлечь влияние, которое окажет благотворное действие на больного».[204]

[204] Болезни часто возникают без какой бы то ни было определенной (видимой) причины. Часто при острых заболеваниях больному неожиданно становится хуже или лучше. Такие изменения часто объясняют «подхваченной простудой», хотя простуды нет, или ошибками диеты, хотя никаких ошибок не было, или «атмосферными изменениями», о действии которых на человеческую систему терапевтическая наука знает сегодня еще меньше, чем во времена Парацельса, поскольку среди некоторых ученых стало модным отрицать все, чего они не могут увидеть, как «недостойное их внимания».

 

«Если, к примеру, женщине не хватает элемента, сущность которого излучается Марсом, и она страдает потому малокровием и недостатком нервной силы (анемией), мы можем дать ей железа, ибо звездные элементы железа соответствуют звездным элементам, содержащимся в Марсе, и будут притягивать их, как магнит притягивает железо. Но нам надлежит найти растение, содержащее железо в эфирном состоянии, ибо оно предпочтительнее, нежели металлическое железо.

При водянке было бы крайне вредно давать любое лекарство, способное притянуть злое влияние Луны; Солнце же противоположно Луне, и те лекарства, что притягивают звездные эссенции Солнца, будут противостоять лунным, и таким образом причина водянки может быть устранена. Подобный ход рассуждений можно применить и при других звездных болезнях».

 

2. Болезни, вызванные ядовитыми веществами и шлаками

 

Шлаки и вредоносные элементы могут проникнуть в организм различными путями. Они могут приниматься с пищей или питьем, они могут вдыхаться с воздухом или поглощаться кожей. Существуют видимые и невидимые ядовитые вещества, и некоторые вещества, которые не являются вредными сами по себе, но могут стать ядовитыми, если попадают в организм в сочетании с другими. Существуют яды и шлаки различных видов, и то, что является здоровой пищей для одного организма, может стать вредным для другого; и каждая вещь имеет скрытые свойства, которые могут быть полезны для одних существ и вредны для других.

Саламандра ест огонь, вол ест траву, павлин может глотать змей и устричные раковины; но человеку требуется другой вид пищи. Существуют три невидимых субстанции, которые, коагулируя, образуют физическое тело человека и которые символизируются «серой, ртутью и солью». «Сера» представляет излучения и эфиры, «ртуть» — жидкости, а «соль» — материальные и вещественные части тела; в каждом органе эти три субстанции сочетаются в определенных пропорциях, различающихся между собой. Они содержатся во всех вещах, и сила пищеварения является великим растворителем для этих субстанций, которые поглощает каждая часть тела, когда в них возникает необходимость. Роса падает из невидимого воздуха, коралл растет в воде, семена притягивают питание из почвы; земля — это великий желудок, в котором все растворяется, переваривается и трансформируется, и каждое существо притягивает свое питание из земли: каждое живое существо является желудком, который служит могилой для одних форм и из которого появляются новые.

 

Каждое живое существо требует определенного вида пищи, приспособленного к его вкусам и к особенностям его организма, а Жизнь — великий алхимик — трансформирует принятую пищу. В перегонном кубе животного организма она извлекает из пищи те вещества, которые требуются различным органам.

Животные низших классов — еще более искусные алхимики, чем человек, поскольку они способны извлекать жизненную сущность из вещей, которые человек вынужден отвергать. Человек выделяет из пищи более очищенные вещества, а кабан, например, может извлекать питание из веществ, которые в организме человека оказались бы ядами, но не существует животного, которое бы ело экскременты кабана. Животные отказываются есть или пить вредные для них вещи, они инстинктивно выбирают то, что им требуется; и только разумному человеку дано не повиноваться своим природным инстинктам — он ест и пьет то, что ему вредно, но что удовлетворяет его искусственно выработанному вкусу. Человек гораздо больше подвержен болезням, чем свободные животные, потому что последние живут в согласии с законами их природы, а человек постоянно действует против законов своей, особенно в отношении еды и питья.

Пока его тело сильно, оно может изгонять или преодолевать вредное влияние, постоянно вызываемое злоупотреблениями, обжорством и нездоровыми вкусами; но подобные постоянные усилия по сопротивлению предполагают серьезную потерю жизненных сил, и придет время, когда все это приведет к болезни, поскольку организму требуется время для отдыха и восстановления сил, чтобы вывести накопленные ядовитые вещества.

Если врач пытается предотвратить такой выброс ядовитых веществ, он совершает преступление против природы и может вызвать смерть больного. Если в подобных случаях он ослабляет силу больного кровопусканием, он может стать его убийцей. Ревматизм, подагра, водянка и многие другие болезни часто вызываются таким накоплением нечистых или избыточных веществ, и природа не может восстановить здоровье человека, пока эти вещества не выведены, а жизненная сила органов не восстановлена. Пока организм ослаблен и его жизненные силы пребывают в упадке, зародыши других болезней могут развиться вследствие привлечения вредных астральных влияний, поскольку сопротивляемость его ослаблена; таким образом один вид болезни может развиться из другого.


3. Болезни, возникающие по физиологическим причинам

 

Подобные заболевания особенно часто вызываются злоупотреблением физиологическими способностями, вследствие чего органы теряют свою силу и жизнеспособность. Так, желудок может быть перегружен пищей и возбужден стимулирующими напитками, заставляющими его работать больше, чем предусмотрено природой; почки могут быть возбуждены стимулирующими и отравляющими напитками и ослабнуть, воспалиться или увеличиться по причине перегрузки; то же самое можно сказать о печени: сексуальные силы могут быть преждевременно истощены излишествами, а здоровье женщин подорвано неестественной частотой совершения естественных актов.

 

Животные живут соответственно своей природе, и только разумному человеку дано спорить со своими инстинктами, не прислушиваться к предостерегающему голосу своей природы и неправильно обращаться с организмом, который был вверен ему созидательной силой Бога. Во многих случаях потери жизнеспособности ослабленные органы могут восстановить свою силу, отдохнув и прекратив злоупотребления. Природа — терпеливая мать, часто прощающая совершенные против нее грехи, хотя она и не может забыть их. Поэтому мы можем довериться ее целительным силам, и природа сможет восстановить то, что не было потеряно безвозвратно; ибо природа является великим врачом, а лекари-шарлатаны и аптекари-дилетанты — ее враги, и пока те заполняют трупами кладбища, природа распространяет бальзам жизни.

 

Каждый орган человеческого тела создан действием определенного принципа вселенной, и каждый орган привлекает соответствующую деятельность в ней. Так, сердце находится в симпатии с элементами Солнца, мозг — с Луной, желчный пузырь — с Марсом, почки — с Венерой, легкие — с Меркурием, печень — с Юпитером, селезенка — с Сатурном, и т. д. Существует множество звезд на великом небесном своде вселенной, существует множество частиц в маленьком мире человека, и высокое влияет на низкое; в микрокосме и макрокосме все вещи находятся в тесной симпатической связи друг с другом, ибо все являются детьми одного всеобщего отца.

Не следует полагать, что некий материальный элемент, исходящий от планет, проникает в организм человека и добавляет что-то, чего тот еще не имеет. Свет солнца не добавляет никакой телесной субстанции организмам, живущим на земле, и человек не становится тяжелее, если стоит на солнце; но силы природы, воздействующие на различные органы, тесно связаны с подобными силами, действующими в организме мира, и как печень, селезенка, сердце и т. д. являются в организме представителями определенных видов деятельности, так же и Солнце, Луна, Венера, Марс и т. д. являются видимыми представителями соответствующих органов Космоса.

Если человек сердится, то это не потому, что у него слишком много желчи, а потому, что «Марс», воинственный элемент его тела (невидимая сила, управляющая производством желчи), находится в состоянии экзальтации. Если человек влюблен, то это не потому, что его семенные железы переполнены, а потому, что «Венера» (эротический элемент) в его теле находится в состоянии экзальтации. Если в таких случаях происходит соединение воинственного и эротического элементов в теле, это может вызвать вспышку ревности: если такое внутреннее соединение происходит в то же время, что и соединение Марса и Венеры на небе, симпатические взаимоотношения между элементами, представляющими эти планеты в микрокосме, и элементами, представленными этими же планетами в макрокосме, могут привести к серьезным последствиям, если не последует противодействия со стороны высшей силы разума и воли.

 

Существует великое множество звезд во вселенной, существует великое множество сил, действующих в организме человека. Существует великое множество растений — земных представителей звездных влияний, — соответствующих свойствам звезд и притягивающих влияния звезд, с которыми у них существует симпатическая связь. Используя такие растения в качестве лекарств, мы можем привлекать планетарные влияния, требуемые для восстановления жизнеспособности пораженных болезнью органов.

 

Мы приводим ниже список наиболее часто используемых целебных трав, названий планет, с которыми они симпатически связаны, а также названий основных болезней, для лечения которых они могут быть с пользой применены. Имеет большое значение даже то, в каком виде используются такие растения — свежими или засушенными, и их оккультные свойства значительно меняются в зависимости от того, в какое время дня или ночи и при каких соединениях планет они были собраны и в какое время применяются. Каждое растение должно быть собрано в то время, когда планета, с которой оно связано, правит часом, и его сущность должна быть извлечена, пока растение свежее.

 

Солнце — Rosmarinus officinalis (розмарин лекарственный), Lavandula officinalis (лаванда лекарственная), Salvia officinalis (шалфей аптечный), Satureja officinalis, Melissa officinalis (мелисса лекарственная). (Острые воспаления, сердечные заболевания, ревматизм и т. д.)

Луна — Thymus majorana (тимьян), Helleborus niger (черная черемица), Ruta graveolens (рута пахучая). (Душевные заболевания, истерия, нервные болезни и т. д.)

Меркурий — Pulmonaria officinalis (медуница лекарственная), Althaea officinalis (алтей лекарственный), Plantago laureola (подорожник большой). (Пневмония, катар, phthisis puirnonalis (туберкулез легких), воспаления слизистых оболочек.)

Венера — Ononis spinosa, Verbascum thapsus (коровяк обыкновенный), Apium petroselinum (сельдерей). (Отечные опухоли, болезни почек или мочевого пузыря и т. д.)

Марс — Carduus benedictus (чертополох), Urticaria diocia (крапива двудомная), Erythraea centaurium. (Лихорадки, болезни острого и сильного характера, лихорадки с сыпью и т. п.)

Юпитер — Ruta graveolens (рута пахучая), Hepatica nobilis (печеночница), Adianthum veneris (венерин волос), Chelidonium magus (чистотел большой), Linunn usitatissimum (лен обыкновенный), Cannabis sativa (конопля посевная). (Желтуха, заболевания печени.)

Сатурн — Chrysosplenium alternifolium (селезеночник очереднолистный), Scrophula nodosa (норичник узловатый), Teucrium chamaedrys (дубровник скородония). (Ипохондрия, геморрой, меланхолия и т. д.[206])

 

Существует очень много других растений, чьи сущности соответствуют эфирам, излучаемым другими планетами и звездами, и если бы мы знали все свойства звезд, мы бы обнаружили, что свойства каждой из них представлены на земле каким-то растением. При разумном использовании растений может быть привлечена благотворная астральная деятельность и нейтрализовано злое влияние; но чтобы понять, какое растение требуется в каждом случае, необходимо знать не только анатомию человеческого тела и функции его органов, но также строение звездного неба, свойства звезд и время восхода и соединения планет. Тот факт, что все эти вещи невозможно понять разумом показывает, что самым важным качеством настоящего врача является способность духовного восприятия.

 

Целью настоящей работы не является детальный обзор лечения специфических заболеваний, принятого Парацельсом. Возможно, достаточно будет сказать, что различие между медицинской системой современности и медициной Парацельса, возникло из совершенно разного понимания основополагающих истин.

 

Современная наука рассматривает вселенную как конгломерат мертвой материи, из которой вследствие необъяснимых процессов могут возникнуть формы жизни. Наука Парацельса рассматривает всю вселенную как проявление универсального жизненного принципа, действующего через посредство форм. Современная наука склонна рассматривать формы как источники жизни; наука Парацельса рассматривает формы как продукты жизни. Формы являются, так сказать, конденсированными силами или кристаллизованным пространством: но пространство само есть жизнь, и во вселенной нет мертвой материи, ибо то, что умирает, возвращается обратно в лоно природы, чтобы возродиться в других формах и опять служить инструментом проявления жизни.

 

Во вселенной Парацельса жизнь существует везде, и все существа связаны между собой. Некоторые формы находятся в тесной взаимной симпатии, между другими преобладает антипатия. Некоторые привлекают друг друга, а другие отталкивают. В период преобладания планеты ее сущность будет особенно сильно притягиваться растениями и органами животных, которые находятся в гармонии с ней; эта лучистая планетарная сущность является не чем иным, как эликсиром жизни, невидимым носителем жизни, присущим этой планете, и поэтому больному может стать лучше или хуже без какой бы то ни было видимой причины. Лекарство, которое поможет в одно время, в другое будет бесполезным, и медицинская наука без интуитивного понимания и подлинного знания природных законов останется просто системой мнений и предрассудков, пассивного наблюдения и бездействия; пытаясь вмешаться в причину болезни, она может причинить серьезный вред.

 

Парацельс говорит:

 

«Наши лекари не принимают во внимание расположение планет и потому губят больше больных, нежели исцеляют, ибо лекарство, которое может помочь в одно время, в другое может принести вред, соответственно преобладающему влиянию планет. То, что действует в лекарстве, есть его звездные элементы, влияющие на звездного (астральное или звёздное тело) человека и созданные звездными влияниями, и свойства лекарства зависят от того, какое влияние в нем преобладает».

(«De Caducis».)

 

Следует всегда помнить, что астральные влияния действуют не на физические тела людей и животных, а на их жизненную сущность, в которой заключены все элементы. Любовь к какому-то человеку может быть вызвана словом или прикосновением, вздохом или поцелуем, но в том только случае, если человек, которого коснулись или поцеловали, имеет в душе элементы, способные проявить подобную любовь. Носитель жизни, заключающий жизненную сущность в теле человека (Mumia), имеет те же свойства, что и носитель жизни, заключающий всеобщую жизнь и формирующий астральное тело мира; но каждая энергия может существовать в бесчисленных состояниях и видах, отличающихся друг от друга.

 

«Даже невежда знает, что у человека есть сердце и легкие, мозг, печень и желудок, однако он полагает, будто эти органы отдельны и независимы; и даже самые ученые наши врачи не знают, что органы эти суть материальные и телесные представители невидимых энергий, которые пронизывают весь организм и круговращаются в нем. К примеру, печень поистине есть сила, которая обращается во всех частях тела и имеет свое средоточие в органе, именуемом нами печенью. Прообразы всех органов тела заключены в средоточии жизненного флюида, вместилище которого есть мозг, в то время как действие, побуждающее его, исходит из сердца».[207]

(«De Viribus Membrorum».)

[207] Эта часть учения Парацельса подтверждается современными открытиями. Ампутация конечностей сопровождается атрофией некоторых частей мозга, что, по-видимому, указывает на то, что центр силы, формирующей конечности, находится в мозге. Если определенные участки мозга разрушены, конечности начнут атрофироваться. Если применить этот метод рассуждения к макрокосму, обнаружится, что все вещества и эфиры, создающие органы макрокосма, также содержатся в его центре — Солнце; и если определенный элемент изъять из Солнца, планеты не смогут существовать. Если определенный элемент, формирующий ноги человека, внезапно изъять из универсальной «кладовой» макрокосма (Limbus), люди будут рождаться без ног; если бы не существовало принципа разума, не нужен был бы мозг; и т. д.

 

Мысль не создается мозгом, как любовь и ненависть не создаются сердцем; но мысль действует через мозг, а любовь и ненависть имеют свои центры в сердце. Сердитый человек сердит не только в голове или в своем кулаке, но во всем; любящий человек любит не только своими глазами, но всем существом своим; иными словами, все органы тела и самое тело суть лишь проявленные в форме душевные состояния, существующие всюду.

 

«Тело человека есть его дом; архитектор, его строящий, есть звездный мир. Плотники суть в одно время Юпитер, в другое — Венера; в одно время Телец, в другое — Орион. Человек есть солнце, и луна, и небеса, полные звезд; мир есть человек, и свет солнца и звезд есть его тело; бесплотное тело невозможно схватить, но оно вещественно, ибо если бы оно не имело вещества, оно не могло бы существовать. Если бы жизнь солнца не действовала на мир, ничто не могло бы расти.

Человеческое тело — это пар, овеществленный солнечными лучами, смешанными с жизнью звезд. Четыре элемента существует в мире, и человек состоит из четырех элементов, и то, что существует видимо в человеке, существует невидимо в эфире, наполняющем мир.

Где тот мастер, что вырезает формы лилий и роз, растущих в поле? И где его мастерская и инструменты? Образы лилий и роз существуют в звездном свете (в астральном свете), и в мастерской природы они претворяются в формы. Распустившийся цветок не может быть создан из грязи, как не может быть человек сотворен из материальной глины; и отрицающий созидательную силу звездного света и верящий, что формы вырастают из земли, верит, что нечто может быть извлечено из тела, в котором оно не существует».

(«De Caducis».)

 

«Сила зрения исходит не из глаза, сила слуха исходит не из уха, и сила чувств — не из нервов; но дух человека видит посредством глаз, слышит посредством ушей и чувствует посредством нервов. Мудрость, и разум, и мысль не заключены в мозге, но принадлежат невидимому и всеобщему духу, который чувствует сердцем и думает при помощи мозга. Все эти силы содержатся в невидимой вселенной и становятся видимыми посредством материальных органов; материальные органы суть их представители, и способы их проявления они приводят в соответствие с их материальным строением, ибо совершенное проявление силы может быть только в совершенном органе, если же орган несовершенен, несовершенно будет проявление, но не сила, его породившая».

(«De Viribus Mernbrorum».)

 

4. Болезни, возникающие по психологическим причинам

 

Этот класс заболеваний включает в себя все болезни, вызываемые страстями, порочными желаниями, беспорядочными мыслями и болезненным воображением. Такие психологические состояния могут вызвать физиологические изменения в физическом теле.

 

Стыд вызывает краску на лице, а ужас — бледность. Страх может вызвать понос, меланхолия — запор, гнев или зависть могут привести к желтухе. Веселье может лечить, печаль может убивать. Сильные эмоции могут вызвать выкидыш, апоплексию, спазмы, истерию, привести к пороку в развитии зародыша, и т. д., и т. п. Подобные вещи известны всем, кто исследовал такие случаи; но менее известно, что больное воображение одного человека может воздействовать на разум другого, отравить его жизненную силу и искалечить или убить его тело.

 

Причина малой известности этого заключается в том, что воображение большинства мужчин и женщин на современном уровне развития цивилизации слишком слабое, их воля слишком вялая, а их вера слишком пронизана сомнением, чтобы добиться желаемого результата; к счастью, их воображение, как бы порочно оно ни было, не будет иметь большой силы, пока состояние морали не поднимется выше своего нынешнего уровня.[208]

[208] Думать значит действовать на плане мыслей, и если мысль достаточно интенсивна, она может оказать воздействие на физическом плане. К счастью, весьма мало людей обладает силой заставить мысль воздействовать непосредственно на физический план, поскольку мало кого из людей никогда не посещают дурные мысли.

 

Тем не менее, существовали люди, чья злая воля была так сильна, что они, инстинктивно или сознательно, переносили результат работы своего воображения на человека, которому желали навредить; такие люди существуют и сейчас, хотя они могут посчитать нескромным хвастать своим даром или демонстрировать свои способности на публике. Зависть и ненависть вызывают злое воображение и создают силы, которые могут быть более активны во время сна, чем во время бодрствования. Дурные мысли злобного человека могут повлиять на другого (чувствительного) человека не только когда первый бодрствует, но и когда спит: ибо когда физическое тело спит, звездное тело вольно идти куда захочет или куда его влечет.

 

«Жизнь, действующая в органах, есть anima vegetiva (животная душа). Это невидимый огонь (сера), который легко может быть раздут силою воображения. Воображение может создать голод и жажду, вызвать неестественные выделения и привести к заболеванию; но человек, не имеющий злых желаний, не будет иметь и больного воображения, и мысли его не вызовут никаких болезней».

 

«Человек, имеющий злые желания, будет иметь и злое воображение, и силы, созданные в сфере его разума, могут быть перенесены могущественной волею в сферу разума другого человека. Мысли суть не пустое ничто, они создаются из субстанции, образующей элемент души, в том же смысле, в каком создается кусок льда из субстанции воды. Воля есть сила, способная сосредоточить образ, созданный в уме, — в том же смысле, в каком сила холода заставляет воду смерзаться в твердый лед; и как льдинку можно перебросить с одного места на другое, так же и злая мысль, созданная настойчивой волею одного человека, может быть перемещена в сферу разума другого и проникает в его душу, если та недостаточно защищена».

 

«Воображение — источник многих болезней; вера — лекарство от всех. Если мы не можем излечить болезнь верою, то потому лишь, что наша вера слишком слаба: вера же наша слаба по причине нашей жажды знаний: если бы мы сознавали силу Бога в себе, мы никогда не терпели бы неудач. Сила амулетов заключается не столько в материале, из которого они сделаны, сколько в вере, с которою их носят; исцеляющая сила лекарства зачастую состоит не столько в духе, заключенном в нем, сколько в духе, с которым его принимают. Вера сообщает им действенность; сомнение уничтожает его достоинства».

 

«Один яд может лишить силы другой яд, так же и действие воображения одного человека может уравновесить действие воображения другого. Если некто может сделать восковую фигурку, дабы повредить моему телу, я могу сделать другую фигурку, дабы отвести злое заклятье. Его изображение обретает могущество от силы его веры, мое изображение становится действенным в силу моей веры: и повреждения, нанесенные моим врагом фигурке, не причинят мне вреда, и проклятия, насылаемые им на меня, вернутся к нему и не затронут меня».

 

5. Болезни, возникающие по духовным причинам (Карма)

 

Все болезни являются следствием ранее существовавших причин. Некоторые из них происходят по природным причинам, другие — по духовным.

 

Духовные причины — это причины, созданные человеком не в его нынешней жизни, но на протяжении предыдущего существования. Для таких случаев нет иного средства, кроме терпеливого ожидания, пока злая сила не истощится и закон справедливости не будет соблюден, ибо даже если справедливого воздаяния за наши грехи можно однажды избежать, оно будет лишь отложено, и зло вернется в другое время с возросшей силой и накопленными процентами.

 

«Ни один врач в таких случаях не осмелится предсказать час исцеления, ибо человеку не дано судить прегрешения других; внутренний храм хранит таинства, к которым непосвященный не допущен. Когда суд завершается, Бог посылает целителя. Если больной исцеляется, последовав совету врача, это знак того, что врач был послан Богом: если же исцеление не приходит, значит, Бог не послал целителя. Ничто в мире не наступает без основания.

Невежественные лекари суть слуги ада, посланные дьяволом мучить больных; но истинный врач есть Бог. Бог ничего не делает неестественным путем, и, когда он совершает чудеса, он совершает их через людей. Богу нет надобности осматривать больного; когда он приходит к нему, он приходит в образе человека. Если в городе есть хороший врач, люди смотрят на него как на благословение Господне; присутствие же невежественного лекаря есть всеобщее бедствие и всеобщее проклятье. Все телесные болезни будут излечены в свой срок, когда битва жизни закончится и ангел смерти откроет врата в вечное царство покоя[209]».

[209] Неправильное понимание учения о Карме может вселить ошибочную уверенность, которая принесет серьезный вред. На Востоке и на Западе существует огромное количество религиозных фанатиков, которые не пытаются вытащить человека из горящего дома, даже если легко могли бы это сделать, поскольку верят, что на все «воля Божья», или Карма, что он должен погибнуть в огне и было бы неправильно вмешиваться в этот закон и расстраивать Божьи помыслы. Они должны помнить, что если воля Божья подвергла человека опасности, то в соответствии с этой же волей они оказались поблизости и имеют возможность помочь; и если они пренебрегают своим долгом и позволяют ему погибнуть, то присваивают себе прерогативы Бога. Они действуют вопреки закону и ответят за это. Бог действует через людей, и человек, не откликнувшийся на его призыв или отказавшийся повиноваться божественному повелению, прозвучавшему в его сердце, является бездействующим инструментом и будет отвергнут.

[209/1] По поводу этого есть замечательная притча Рамакришны, который, с одной стороны, утверждал, что на всё Воля Матери или Бога. С другой стороны, говорил, что человек должен действовать сообразно условиям, прислушиваясь к голосу Бога, обращенному к нему через любого человека, птицу или даже насекомое.

Притча об ученике мудреца и о бешеном слоне. В одном лесу жил мудрец, имевший большое число учеников. Он учил своих учеников истине: «Бог пребывает во всех вещах, и, зная это, вы должны преклонять колено перед всем, что увидите».

Раз один из его учеников пошёл в лес за дровами. По дороге он увидел мчавшегося ему навстречу взбесившегося слона. Человек, сидевший на слоне, кричал ему: «Сходи с дороги! Скорее сходи с дороги! Слон взбесился!» Но ученик, вместо того, чтобы бежать в сторону, вспомнил уроки своего учителя и начал рассуждать: «В слоне пребывает Бог, так же как во мне. Бог не может нанести какой-нибудь вред Богу. Зачем мне бежать?» Думая таким образом, он остался стоять на месте и приветствовал слона, когда он подбежал ближе. Погонщик слона (махут) продолжал кричать: «Прочь с дороги». Но ученик не двигался. Бешеный слон схватил его, поднял на воздух и изо всей силы швырнул на землю. Ученик остался лежать на земле, весь окровавленный и без сознания. Мудрец, услышав о несчастном случае, пришёл с другими своими учениками, чтобы отнести его домой. Когда через некоторое время пострадавший ученик пришёл в себя, он рассказал, что с ним случилось. Мудрец ответил ему: «Мой друг, это правда, что Бог проявляется во всём, но если он был в слоне, он был также и в погонщике. Скажи же мне, почему ты не обратил внимания на предупреждения погонщика?»

P.S. Смысл этой притчи можно расширить и применить к любому труду, и ко всем условиям, испытаниям. Ведь человек, нуждающийся в помощи – это просьба Бога оказать ему помощь и служить Ему (Богу) служа людям (Прим. – К.С.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *