О воображении и его силе по Парацельсу и суфийской притче
Верещагин В.В. Апофеоз войны
О воображении и как оно достигает своей экзальтации
(Теофраст фон Хоенхайм Парацельс. Из "Магического Архидокса". Книга II. ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ)
Сколь мощным действием обладает воображение и как оно достигает
точки своего собственного возвышения и экзальтации, можно увидеть на примере
эпидемии чумы, когда воображение отравляет
более, нежели любой зараженный воздух. Против него не поможет никакое
противоядие, ни Митридата, ни от ядовитых укусов, ни иное спасительное
средство. Пока такое воображение не исчезнет и не изгладится из памяти, не
поможет ничто. Воображение ─ столь скорый бегун и разносчик, что не только
перелетает из дома в дом, с улицы на улицу, но также весьма стремительно
проносится из города в город и из страны в страну. Посредством воображения лишь
одного человека чума может перенестись в какой-нибудь цветущий город или страну
и умертвить там тысячи и тысячи людей, что явствует из следующего примера.
Предположим, что есть два брата, нежно любящих друг друга. Один
из них живет во Франции, другой отправляется в Италию и на полпути умирает от
чумы. До живущего во Франции брата доходит весть, что брат его умер в Италии от
чумы. Он страшно испуган, весть эта проникает
в его плоть и кровь, пронзает воображение, так что он никак не может от нее
избавиться. Она разгорается, в нем и огонь тот долго отблескивает и горит.
Подобный процесс можно наблюдать при испытании огнем золота и серебра, которые
отбрасывают свой цвет, доколе опять не заблестят, что не может случиться
прежде, чем они очистятся от примесей других металлов. Подобным же образом
разгорается и воображение, накаляясь до блеска, а затем проникает в сосуд
человека, подобно тому, как семя проникает в матку, тотчас оплодотворяя
ее. Так и чума переходит от одного к другому, доколе не
распространится по всему городу или стране. А посему полезно держаться подальше,
и не столько из-за испорченного и заразного воздуха - ибо заражает она не воздух
(как утверждают некоторые невежды), - сколько из-за того, чтобы не видеть проявлений
чумы, способных заразить сознание.Те, кому приносят подобные вести,
не должны оставаться в одиночестве, также не должны они молчаливо предаваться
раздумьям, отчего воображение может разыграться в их уме. Но надо их утешить,
изгнать воображение из их сознания, а вселить в них веселье и радость. И пусть
никто не думает, что это лишь выдумки и будто все очень просто, ибо не так легко
найти лекарство от гнетущего воображения. Ибо воображение как смола, которая
легко липнет и воспламеняется, а пламя то, если оно разгорится, не так-то легко
погасить. Следовательно, чтобы избавить подобных людей от чумы, надо потушить и
изгнать силу воображения. Это один пример, в коем явлена сила и воздействие воображения
и его эманаций.
Прежде чем перейти к другому примеру, знайте, что воображение воздействует на людей не только во время
чумы и многих лишает жизни, но также и во время войны. Сколько людей погибло на
войне из страха перед выстрелом? Но в смерти их повинно лишь собственное
воображение, не оставлявшее их до последнего часа. То есть, столь велик был их
страх и столь ужасал каждый выстрел, что думали они лишь о том, как будут ранены
стрелой. Таких убивают гораздо чаще, нежели отважных, кто смело и без страха
идет на врага. Не страшатся они ни выстрелов, ни ран, но имеют твердую веру в
победу и уповают на нее более нежели остальные солдаты. Это - отважные и
истинные воины. Сколько крепостей, замков, городов и стран завоевали
они, и побеждали, и покоряли их народы? Но люди, объятые страхом, будь они
большими или маленькими, благородными или низкого происхождения, рыцарями,
графами или кем-то еще едва ли заслуживают и полпенса, чтобы идти на врага, а
жалованья и того меньше. А потому пусть тот,
кто хочет стать добрым солдатом и удостоиться рыцарского звания или же иных
отличий на войне, сосредоточит свой ум и воображение на каком-нибудь выдающемся
и отважном военачальнике или полководце, таком как Юлий Цезарь или коими были и
многие другие римляне. И поступая таким образом, если он только
знает, как лучше следует использовать свое воображение, укрепиться в духе и
совершить все подвиги и благородные поступки такого человека, - он не только
станет прекрасным солдатом, но и исполнит свои желания, снискав почести. То
было со многими, следовавшими за своим воображением, так что добились они
великих почестей и богатства.
Но некоторые могут возразить, сказав, что везение, сила и
усердие способствовали их продвижению, а также, что кто-то носил травы, коренья
и камни, чье воздействие уберегло их от поражения, и ран.
Я же утверждаю, что эти вещи - друзья и
пособники воображения, которое является главным и общим властелином надо всем
прочим.
Хотя я
согласен, что существуют такие вещи, которые и в самом деле оберегают в моменты
опасности от всех врагов и их воинств, так что носящий их не может быть
уязвлен. Я не буду распространяться о них здесь, но оставлю до другого места.
Тем не менее вера есть экзальтация и подтверждение всего этого, ибо без веры
эти и все подобные им вещи тщетны и бессильны.
Чума (Суфийская притча)
Встретились
как-то на дороге паломник и Чума.— Куда идёшь? — спросила чума.
— В Мекку,
поклониться святым местам. А ты?
— В Багдад,
забрать пять тысяч человек, — ответила Чума.
Разошлись
они; а через год на той же дороге встретились снова.
— А ведь ты
обманула меня, — сказал Чуме паломник. — Ты говорила, что заберёшь в Багдаде
пять тысяч человек, а сама взяла пятьдесят пять тысяч!
— Нет, —
ответила Чума, — я сказала правду. Я была в Багдаде и забрала свои пять тысяч. Остальные умерли от страха.
Комментарий К.С.
"Судьба от смерти того спасает, кто сам бесстрашен!" -
утверждает средневековый героический эпос "Беовульф". О том
же говорят легенды, предания и мифы всех времен и народов. Замечательным
примером этого является и жизнь тульского героя Великой Отечественной
Войны Александра Башкина, который прошел через плен, штрафбат, но не
только выжил, не только сохранил мужество и человеческое достоинство, но
вопреки "неудовлетворительной репутации" по меркам того времени
заслужил звание Героя Советского Союза и дожил до 89 лет.
Об А.Башкине можно прочесть в статье «"Расстрел
был неминуем". Пять раз бежавший из плена воин стал Героем СССР» из
газеты: "Аргументы
и Факты" №9 от 28/02/2018
(ссылка на статью:
http://www.tula.aif.ru/society/persona/forrest_vov_kak_tulyak_izbezhal_rasstrela_bezhal_iz_plena_i_stal_geroem).
Фрагмент из «Магического архидокса» Парацельса
и суфийская притча «О чуме» содержат описание принципа действия деструктивно направленного
и сосредоточенного на разрушительных влияниях воображения. Это то, что в
буддизме утверждается как неправильное воззрение или миропонимание (как
основание действия), неправильное мышление (как действующая сила) и
неправильное сосредоточение (как умножение действующей разрушительно силы),
являющиеся причинами страданий, коренящимися в неведении о Законе, управляющем
всеми проявлениями Единой Жизни.
В противовес этому Гаутама Будда указывал
восьмеричный путь, составными частями которого являются ПРАВИЛЬНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ,
ПРАВИЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРАВИЛЬНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. Замечательными примерами
следования этому пути хотя бы и не вполне сознательно были легендарный Беовульф
и земной человек Александр Башкин.
Но, не смотря на все из подвиги, много
превышает их подвижническая жизнь Гаутамы Будды, начавшаяся его подвигом победы
над самим собой и кульминировавшая в осознании срединного, восьмеричного пути.
Он утверждал:
«Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют
себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя» и «Если
бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы
себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».
Он постиг Путь Освобождения, но отказался от
погружения в Нирвану ради того, чтобы, оставшись невидимо, служить человечеству
в его освобождении от страданий. И эта жизнь-подвиг в жизни земной и за порогом
её в течение тысячелетий является одним из высочайших примеров следования
восьмеричным путем не ради собственного освобождения, но ради освобождения всех
живых существ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий