браман Чаттерджи
Свобода растет пропорционально с Мудростью
(Браман Чаттерджи. Сокровенная
религиозная философия Индии)
Карма, определяющая
воплощение, может быть рассматриваема как первая равнодействующая, позволяющая
предсказать определенное будущее человека. Но она может быть изменена
постольку, поскольку человек овладел Мудростью и Волей. Существует изречение,
хорошо знакомое астрологам: "Мудрый управляет своей звездой, невежда
управляем ею".
… обладающие волей могут
изменять "необходимость" соответственно силе своей воли и тому
направлению, которое они сознательно дают ей. Те же, у которых Воля и Мудрость
развиты в одинаковой полноте, те становятся вполне свободными.
Таким
образом все, столь различные с виду, решения этой проблемы верны, каждое на
своем месте. Существует абсолютная
свобода, но только для того, кто познал Истину (или живет сознательно по
закону); существует относительная свобода для того, кто развил свою волю до
известной степени, и, наконец, существует неизбежная судьба, которая связывает
всех тех, кто не проявляет своей воли.
Нужно
ясно понять следующее: растущая Воля
позволяет нам изменять до известной степени нашу судьбу; и если мы достигнем
Мудрости, мы можем уничтожить огромное количество кармы, накопленной на
протяжении веков, превратить ее в пепел, и — освободить себя из оков, которые
казались вечными. "Познайте Истину", сказал Учитель, "и Истина
освободит вас".
Что же такое — эта освобождающая
Истина, как не единственная Реальность. "Сат", Бог, единение с
которым, осуществленное человеком в себе, человеком, дошедшим до конца своего
долгого пути, может быть выражено словом: "Единство" или на
христианском языке: "Отец мой и Я — Мы едины".
Такова
конечная Истина. Она прекрасно выражена в следующих словах, одним из великих философов
Индии:
"Истина, о которой спорят в
тысячах сочинений, может быть выражена в двух строках: Брахман, Абсолютное,
Единое — истинно; вечно меняющаяся Вселенная не реальна; ее существование —
относительно, и человек, по своей сущности — божественен".
Цель человеческой эволюции —
полное осуществление его божественности, отождествление его сущности с Единой
Реальностью. Таково значение слова "познать", употребленное Христом,
когда Он говорит: "познайте Истину и Истина освободит вас". Когда осуществится
это Единение, человек освободится от оков закона причинности. Час его спасения
пробьет. Таков смысл учения всех великих Учителей.
Человечество поднимается к своей
цели, проходя все божественные иерархии, где свобода
растет пропорционально с Мудростью. Таковы, в самом кратком
изложении, главные мысли, необходимые для понимания кармы. Единая истина,
всюду присущая, есть нерушимый закон причинности. Что касается фатализма, то он
существует только для тех, кто не проявляет самостоятельной деятельности.
Всякое проявление воли ведет к изменению направления человеческой жизни, но не
— вопреки, а благодаря закону. Если бы вся наша эволюция не
управлялась законом, как могли бы мы работать в безопасности над своим освобождением?
Если бы мы не знали, что с верху и до низу, на лестнице бытия, такая причина
производит именно такое действие, как могли бы мы направлять свои движения с
уверенностью к вечному миру? Только закон обеспечивает нам свободу. В силу закона,
причины, зарождающие рабство, и ведут к рабству, но когда эти причины
перестанут зарождаться нами, тот же закон приведет нас неминуемо к
освобождению. Закон — везде и во всем. Отрицать его, значит открывать двери для
"случайности". Но "случайность" — понятие, созданное невежеством;
в словаре Мудреца этого слова не существует.
Отсюда
следует, что Воля и Мудрость могут освободить нас только
благодаря закону, благодаря карме. Но — в таком случае нас связывает вовсе не карма? Конечно нет;
карма — не более как колесо причин и последствий, колесо, которое катится безостановочно
от зари и до заката вселенной. Цепи, привязывающие нас к этому колесу — наши
собственные желания.
Желания
эти — те мысли и силы, которые облекаются в астральном мире в осязаемые, реальные
формы. Мы не различаем эти формы, но тот, у кого очи открыты, видит ясно, как
они выбрасываются по всем направлениям материального мира жадным хотением
честолюбивого человека.
Если мы хотим обрезать нить, которая привязывает нас к колесу смертей и
рождений, мы должны уничтожить желание. А уничтожить желание возможно только
изгнав из себя эгоизм и сознание своей отдельности от остального мира.
"Я — здесь, ты — там, желанный объект отличен от нас обоих... чтобы я мог
обладать им, необходимо чтобы ты не владел им..." Отсюда рождается
зависть, ревность, ненависть. Я могу желать только то, что отличается от меня,
что вне моей сущности; но если я познаю, что объекты моего сознания во мне, что
во мне сущность всех вещей, желание прекращается само собой, и цепи
распадаются.
Полное освобождение обусловливается совершенной Мудростью; пока мы не
овладели такой мудростью, мы можем только направлять нашу жизнь по наиболее
благоприятной равнодействующей, работая неуклонно над постепенным уничтожением
эгоизма, над разрушением той стены, которая отделяет нас от наших братьев и от
Бога. Бескорыстная жизнь есть необходимое условие роста.
Тщетны
все человеческие знания, которые исходят из одних только умственных усилий.
Сколько ученых людей проходят жизнь, напоминая собой того "мула,
навьюченного книгами", о котором говорит индусский поэт! Гнев, честолюбие, эгоизм, — вот что
необходимо уничтожить, если вы стремитесь к мудрости; только этим путем вы
разовьете в себе божественные свойства, которые рассеют внутри вас пелену
иллюзий, закрывающих истину. "Чистое сердце проникает и небо, и ад",
— сказал автор "Подражания Христу". Это — истина. Вспомним также
слова Евангелия: "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Увы,
немногие ставят своим идеалом чистоту жизни, чистоту характера, абсолютное
бескорыстие. Быть готовым на все, чтобы помочь человечеству и
не думать при этом о своем собственном росте: это требование
покажется слишком суровым для многих. Но если, не довольствуясь знакомством с
восточной философией, вы захотели бы провести ее в жизнь, такое абсолютное бескорыстие — первое и неизбежное условие,
золотой ключ, без которого вы вотще будете стучаться в двери, за которыми
хранятся божественные тайны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий